Русское Наследие Аукцион 12 Лот №135

1 рубль 1757 года
1 рубль 1757 года

Аукцион: Русское Наследие Аукцион 12

Лот: 135

Завершен: 12.04.2020

Стартовая цена: 7 425 230 RUB
100 000 USD
Цена продажи: 12 251 630 RUB
165 000 USD

Рубль 1757 года, СПБ ЯI. Тип 1757 года. Портрет работы Жака-Антуана Дасье

Серебро Биткин 282 R1 Дьяков 433 R2 Уздеников        0895 (∸) Ильин 15 руб. Петров 25 руб. Сохранность RNGA MS64 (ранее была в слабе NGC MS64) Превосходный коллекционный экземпляр. Исключительный по красоте и степени сохранности. Изготовлен по самым высоким стандартам монетной чеканки середины XVIII века. Глянцевые с переливом поля. Высокий, детально проработанный, полностью прочеканенный рельеф. Непередаваемая по красоте старинная сизо-серая с глубоким золотистым отливом «мраморная» патина. Отсутствие царапин, забоин и других следов обращения свидетельствует недолгом пребывании монеты в денежном обращении и последующем самом бережном коллекционном хранении. Очень редок. Представляет высочайший коллекционный интерес в силу редкости и исключительной степени сохранности. По официальной статистике компании NGC данная монета имеет наивысшую степень сохранности. Происходит из коллекции Вилли Фукса (ФРГ). Аукцион “Sotheby’s” LN6257. лот 255 (итоговая цена составила 2 000 GB£ без учета комиссии аукциона). Аукцион «Монеты и Медали» № 100. лот 167 (итоговая цена составила 15 000 000 руб., что на дату проведения торгов приблизительно составило 223 000 USD без учета комиссии аукциона) Как известно, в 1757 году производилась чеканка рублевиков с двумя абсолютно не похожими друг на друга вариантами портретов. Автором штемпелей лицевой стороны одного из них стал в то время постоянно работающий на Санкт-Петербургском монетном дворе резчик Бенджамин Скотт. Второй вариант портрета был вырезан Тимофеем Ивановым, также являющимся резчиком Санкт-Петербургского монетного двора. Однако, в 1757 году к уже имевшимся в обороте рублевикам добавляются монеты с портретом Елизаветы Петровны, выполненным в особой, ни на что не похожей манере. Их отличительной особенностью стало сильно увеличенное изображение Императрицы. Нельзя сказать, что портрет отличался высокой детализацией или прекрасной проработкой основных и периферийных деталей, которые можно было увидеть в работах Б.Скотта или Т.Иванова. При этом его, в полной мере, можно считать монументальным. Автором портрета стал один из известнейших европейских медальеров того времени – швейцарец Жак Антуан Дасье. В середине XVIII века его имя было хорошо известно не только в Швейцарии, где он занимал должность главного медальера Женевского монетного двора, но и за ее пределами. Приехав в Россию, по личному приглашению Елизаветы в начале 1756 года, он остался в Петербурге на следующие два года. По заключенному с руководством монетного двора контракту его годовое жалованье составило фантастические для того времени 2 500 рублей в год! Также двухлетний контракт прописывал помимо изготовления штемпелей, обучение российских учеников особенностям и секретам мастерства гравера. Двое из его учеников - С.Юдин и Т.Иванов впоследствии стали главными медальерами Санкт-Петербургского монетного двора. В завершение хотелось бы сказать, что, по мнению многих нумизматов, рубли и империалы 1757 года с портретом Елизаветы Петровны работы Жака Дасье являются одними из самых красивых и узнаваемых монет в истории русской монетной чеканки. Так, более 50 лет назад, изображение рубля с портретом Жака Дасье стало эмблемой Американского Русского Нумизматического Общества.